четверг, 21 апреля 2011 г.

В поисках рыбацкого «идеала». ДЕЛАЙ САМ.


Опыт самостоятельного проектирования и постройки картоп-мотолодки


 Игорь Филимонов

Лодка, описываемая в статье, в режиме глиссирования.

  Вместо пролога или «О пользе чтения».
  В начале семидесятых прошлого века, копаясь среди книг районной библиотеки, наткнулся на охотничий альманах пятидесятого или около того года со штампом «Библиотека Сталинского района». Ничего необычного – охотничьи рассказы, рыболовные и рассказы о животных, которыми я в то время зачитывался. Но среди них была короткая статья-инструкция, как сделать лодку своими руками. Целый лист фанеры плавно сгибался пополам. По краям крепились шурупами носовая и кормовая доски. По середине вставлялась банка, она же распорка бортов. Легко и непринужденно выходило простенькое каноэ.
  Маленький эпизод из моего детства, запавший в душу…
  О пользе практики.
  Два года назад возник интерес к рыбалке на большой реке, который заставил меня размышлять о лодке, отличной от обычных надувнух класса «болота – старицы - мелкие речки».
  Обзор местного рынка лодок был неутешителен. Либо недорогое б/у из алюминия, типа «Прогресс», хранить и транспортировать которое я ещё не был готов, либо напрягающее по цене ПВХ. Мне же требовался «картоп» и желательно не очень тяжелый.
  Поиски по пространству Интернета привели к www.motolodka.ru . Оказалось, что пока я болтался по воле волн, ветров и течений в “резинке”, фанерное лодкостроение очень сильно ушло вперед и выглядело весьма привлекательно для моего финансового положения и способности что-либо делать своими руками. Я уже было решился осваивать новое для себя дело, как подвернулась почти новая “Пелла” по такой смехотворной цене, что я дрогнул и стал счастливым обладателем “картопа” весом почти в центнер!
  Худо-бедно, но это приобретение дало мне начальные понятия о гребных лодках, их обводах и почему на них нельзя устанавливать подвесные моторы большей, чем положено, мощности.
  Погрузка-разгрузка этой баржи походила на занятия бодибилдингом, о рыбалке в одиночку не могло быть и речи, но в целом лодка была хороша, когда касалась поверхности воды. К концу сезона стало ясно, что место “Пеллы” на воде у причала рыболовной базы, но никак не на крыше автомобиля.
  Год назад.
  Осень и зима прошли в поиске подходящего прототипа мотолодки, который бы я мог повторить в фанере. В виду того, что я был всегда далёк от корабельно-лодочной темы и мои познания в этой области ограничены терминами: корма, нос, весло, уключина и якорь (шпангоут – это уже перебор!), то для меня вопрос проектирования был предопределён – копировать-клонировать и не шага в сторону!
  Очень понравился картоп “Автобот” www.motolodka.ru/autoboat.html. Отзывы рыбаков в отношении него были только положительные. Решено! Строим “Автобот”. Как получить выкройки я уже знал:www.motolodka.ru/sbuild/carenepk/motolodka.html. Рабочую демоверсию программы проектирования "Carene" можно скачать здесь. Буквально «на глазок» и методом «тыка» подогнал проектируемые линии программы под имеющиеся чертежи «Автобота».
  Скриншоты – результат введённых параметров и полученного проекта мотолодки, чуть меньшей по длине, чем оригинальный «Автобот».
Скриншот №1 проекта лодки в программе "Carene".
Скриншот №2 проекта лодки в программе "Carene".
Скриншот №3 проекта лодки в программе "Carene".
  Линию палубы, в отличие от "Автобота", имеющего подьём в носовой части , я сделал в одной плоскости для удобства погрузки на верхний багажник автомобиля.
  Сохранив файл в формате .DXF, импортируем его в Corel DRAW. Надо отметить, что запрашиваемые толщины используемых листов фанеры совсем не нелишним будет ввести в поля окошечка, которое появляется при записи DXF файла. Программа учитывает все нахлёсты и углы сопряжения заготовок. Т.е. сняв малку на кромках заготовок под нужным углом, все элементы сшиваются "тютелька-в тютельку".
  Выкройки были выведены в натуральную величину на плоттере. Для днища и бортов была заготовлена фанера ФСФ 4мм. Казалось бы тонковата, но уже существующие проекты, как например "Окунь"  www.motolodka.ru/okun.html, внушали оптимизм. Да и основная задача стояла - уменьшение веса конечного изделия. Под транец приготовил строительную фанеру 9мм., решив дополнительно укрепить его доской 20мм. Когда в мае по Иртышу пошел ледоход, приступил к работе.
  Много было написано на форуме "Катеров и яхт" www.katera.ru о склейке фанеры на ус, но я, из-за отсутствия ленточной шлифмашинки, наиболее удобного для этой операции инструмента, выбрал второй, более простой вариант - срастил листы с помощью полоски-накладки из той же фанеры.
Выпиливание фанерных заготовок электролобзиком.  Комплект заготовок.
  Выпиливание заготовок с помощью электролобзика не отняло много времени. Вскоре я уже держал в руках весь пакет заготовок. Он производил приятное впечатление - весил не более 15 кг. Лодка обещала быть нетяжёлой.
  Как только температура воздуха достигла +15 С, необходимых для полимеризации смолы, работы были продолжены в неотапливаемом гараже.
Кромки заготовок, скрученные проволокой.
  С помощью брусков и саморезов соеденил транец с остальными частями корпуса. Медной проволокой скрутил весь корпус.
  Эту операцию удобно было проводить, установив лодку вертикально на транец. После скрутки всех скрепок лодка стала походить на то, ради чего всё это затевалось. Это были волнующие моменты! Дело рук моих приобретало очертания и стало ясно, что конечный результат не за горами. Глаза боятся - руки делают!
  Делают-то они делают, но корпус скреплённый проволокой был весьма хлипким. Соседи по гаражу заходили на невиданное зрелище и порой отпускали едкие шуточки о судоходных качествах этого "фанерного ящика".
Лодка, собранная на скрепках.
Лодка со швами, проклеенными изнутри.
  Перешел к оклейке.
  Оклейка лодки изнутри полосами стеклоткани была произведена по технологии описанной во многих проектах, имеющимся на этом сайте. К сожалению, о домашней странице Сергея Баркалова  www.t22.nm.ru узнал уже после постройки своего судна. Много интересной, часто переводной информации и большой практический опыт судостроения автора. Такие штуковины, как галтели я не применял, обрезанные скрепки не удалял. Как это скажется на долговечности лодки узнаем лет через десять или двадцать. О результатах обязательно отпишусь…
   После полной оклейки всех швов изнутри лодка стала покрепче, но всё ещё была хлипкой.
Проклейка швов снаружи.
  Оклейка снаружи улучшила ситуацию, но не так сильно, как хотелось бы. Да, чуть не забыл. Если при оклейке нарезаете полосы стеклоткани из рулона, как в моём случае, то режте их по диагонали, под углом 45 град к кромке ткани. Это избавит вас от лишней махры, которая резко проявляется при пропитке ткани смолой. Первые швы, заклеенные прямыми лентами, были настолько ужасными, что пришлось сошлифовывать их до нуля и накладывать новые. Закрытые кусками полиэтиленовой плёнки, проклееные швы, после полимеризации, практически не требуют чистовой обработки. Оклейка в неотапливаемом помещении связана с нестабильностью температур. Май 2004 выдался разнообразным на погоду: то +30, то +10 с дождиком. То смола твердеет прямо под шпателем, то долго не застывает, приобретая белесый цвет от содержащейся в воздухе влаги. Всё это сильно затягивает, в общем-то, простую работу. В идеале, работать с эпоксидкой надо при стабильной температуре около +20 град.
Установка внутреннего набора.
  Хлипкость была устранена, как в проекте лодки "Окунь", созданием вдоль бортов полых коробов.Для большей уверенности я от транца до главной переборки бросил доски 20мм, перевязав всё брусками и саморезами. После введения этих элементов, корпус стало возможным ворочать, как заблагорассудится, без малейших перекосов. Сомнения были окончательно рассеяны!
Оклейка лодки стеклотканью.
  Было решено оклеить всю лодку снаружи одним слоем стеклоткани для лучшей гидроизоляции. Очень муторное занятие, я вам скажу... Пришлось призвать на помощь сына.
Оклейка лодки стеклотканью.
  После этого оставалось приладить привальный брус, который пришлось гнуть в носовой части при помощи мокрой ткани и утюга ( если бы заглянул на страницу С.Баркалова, то значительно облегчил себе жизнь, а не топал в темноте по граблям). Несколько тонких реек на клею более правильное решение привального бруса. Но что сделано, то сделано…
Приклейка привальных брусьев.
  Заключительные работы по отделке лодки не заслуживают особого внимания. Прилаживаем полочки, банки, закрываем носовую часть т.н. палубой, шкурим всё. Покрываем антисептиком-"пинотексом".
Установка носовой палубы.
  Снаружи грунтуем и красим. Внутри лакируем яхтным лаком. Когда согласно инструкции, наносил первый, сильно разбавленный растворителем, слой лака, подумал: "А на кой, я использовал здесь антисептик?". Проникновение в древесину впечатляющее. (Все материалы брались от "Тиккурилы", но это был перебор. У меня на кухне, у мойки, деревянная столешница покрыта турецким яхт-лаком. Терпит зверское обращение уже 5 лет! Без особого ущерба…).
  Ну, хватит… Выдвигаемся на водоём.
Лодка на багажнике автомобиля.
  Пока катались в обкаточно-испытательном режиме под вёслами всё было очень хорошо! Лодка вела себя на "пять баллов". Когда убедились в надёжности и устойчивости посудины, перешли к скоростным испытаниям под мотором.
Первые испытания лодки под мотором.
  Вот тут-то нас ждала засада…Лёгкая короткая лодка отказывалась выходить на глиссирование с одним седоком. Вдвоем нормально. С одним - дельфинирует! Тяжело набирает скорость и идёт, явно волоча за собой корму (левое фото).
Лодка с мотором без крыла, дифферент велик.  Лодка с мотором, снабженным крылом.
  Решение было подсказано в доброжелательной "Кают-кампании "Катеров и яхт"". Статья на мотолодке.ру тоже была весьма кстати:  www.motolodka.ru/boats/common/rhino_foil.html. Гидрокрылья на антикавитационную плиту подвесного мотора, сварганенные за пару часов из кусков винипласта, закрыли эту проблему (правое фото).
Самодельное крыло, установленное на мотор.
   Мотолодка стала мотолодкой. Дифферент на корму изчез. Быстрый выход на глиссирование и лёгкий ход доставили немало радостных эмоций своим создателям. Насколько изменился характер движения лодки можно судить по фотографиям.
  Под "Ветерком-8М" с одним водителем была достигнута скорость 28 км/ч.
  Если есть желание более подробно ознакомиться с фотоматериалами о мотолодке, можно обратиться к следующим адресам:
http://omfi.far.ru/photos.shtml?a=page&o=filigor&p=5 ;
http://omfi.far.ru/photos.shtml?a=page&o=filigor&p=6 ;
http://omfi.far.ru/photos.shtml?a=page&o=filigor&p=7 .
  Работа над лодкой в мелочах ещё не закончена, хотя она уже прошла основные испытания в прошлом сезоне и в целом принята в эксплуатацию, а у меня уже в планах сделать следующую, ещё более простую и лёгкую - Джонбот 2,4м. Заготовки уже раскроены.
  Что называется, понесло…
  Вместо эпилога.
  Конечно, всех интересует вопрос, который является одним из главных, при изготовлении картопов, - масса конечного продукта. Отвечу честно. Вес лодки, без банок и пайола, составил 60 кг. Многовато получилось конечного продукта…
  Откуда столько набралось, только догадываюсь. При изготовлении первой в своей жизни лодки, во мне боролись с переменным успехом два желания - сделать полегче и сделать покрепче. Второе в результате победило ценой завышенного веса.
  У меня возникали в отдельные моменты мысли отказаться от той или иной детали, так как необходимость в ней уже не стояла так остро, как казалось в планах, но действие по плану вело меня к быстрейшему окончанию строительства, поэтому отказываться от него не хотелось. "Действие - враг мысли".
  На сегодня, я бы отказался от т.н. палубы, которая закрывает нос и окантовывает борта в целях жесткости конструкции. Никакой другой смысловой нагрузки она не несет, а веса (фанера 6мм + горсть саморезов) добавляет. Жесткость бортов с лихвой обеспечивает привальный брус и внутренние короба на полушпангоутах.
  Оклейка всего корпуса стеклотканью также не особо требуется картопу, который большую часть своей мореходной жизни проводит в сухом гараже.
  Брусочки, используемые для усиления конструкции, были завышенных сечений, а количество используемых саморезов явно могло быть меньше, а ещё лучше было их заменить стеклотканью, крепости которой я, по правде, не особо доверял, о чём сейчас сожалею.
  Но этот опыт, сын ошибок... учтём при постройке следующей лодки.
  С уважением и благодарностью ко всем бескорыстным советчикам и писателям отчётов водномоторных форумов.
Филимонов Игорь.
Апрель-май 2005 г.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...